Дураки и дороги. Общая тема этого поста: “Как делают дороги в Чехии и Китае”. Как-то раз я ехал в дождь по Москве и увидел, как рабочие кладут асфальт. Решил выйти, поспрашивать. Выяснилась интересная деталь – укладка асфальта должна быть в срок, если сроки срываются, то контора получит большие штрафы. Если же положили говняно – никто штрафовать не будет или небольшой штраф. Потом позвонил в МАДИ (это те, кто как раз должен раздавать пенделей таким вот бригадам). Мне там эту информацию подтвердили, что реально все фирмы так работают, потому что за срыв сроков – однозначно большой штраф. Поэтому в России асфальт кладут быстро и делают ремонт дорог в любую погоду, причем как попало.

Хотя что-то подсказывает мне, что везде по-разному. В августе прошлого года пожаловался на дорогу возле работы. В сентябре ровно через отведённые законом 30 дней ответили. В октябре, вероятно, как раз когда пришёл крайний срок – выехала техника. Сделали тротуар и тут… то ли дождь, то ли снег. Рабочие с техникой уехали. Так повторялось несколько дней. Потом технику оставили стоять, наверное, стало жалко горючее. Затем, видимо, стало жалко технику – её отогнали. И, если что, почти все дороги Саранска находятся в точно таком же состоянии, как в, скажем, Ческе-Будеёвице. Да, в принципе, и в Праге-4 такие же дороги. А вот в Китае, и кстати в Израиле, меня дороги буквально-таки поразили – очень широкие и, то ли новые, то ли в идеальном состоянии. Впрочем, я только в Пекине и окрестностях был. А в Москве и ближайшем Подмосковье тоже всё неплохо.

Итак, весна. По всей России вместе со снегом растаял и асфальт. Власти в тысячный раз примутся “осваивать бюджет”, укладывая асфальт – кто в снег, кто в грязь, а кто-то начнет укладку асфальта в дождь. Естественно такой асфальт через несколько месяцев развалится, и дорогу снова придется ремонтировать. Все наверное слышали – какие замечательные дороги в Европе. Так давайте же узнаем как они делают дороги на примере Чехии.

Итак, из каких составляющих складываются качественные дороги в Чехии? Начнем:

Первый пункт: запрещены подряды. Дорогу делает только та фирма, которая выиграла тендер. То есть нельзя выиграть тендер и потом перезаказать укладку асфальта в другой фирме.

Второй пункт: дороги разделены на 4 класса (категории). Соответственно каждой категории присваивается гарантия. Если дорога развалилась – фирма ремонтирует дорогу за свой счет.

1. Пешеходные дорожки в парках, скверах, придомовые дорожки, гарантия – 5 лет.
2. Сельские дороги и другие малонагруженные дороги – 7 лет.
3. Региональные дороги, соединяющие города – 8 лет.
4. Федеральные, высоконагруженные дороги – 10 лет.

Третий пункт: фирмы имеют классность от 1 до 4, соответственно категориям дорог.

Строительство и ремонт дорог – деятельность, попадающая под лицензирование. Чтобы получить лицензию, фирма должна иметь на балансе оборудование (т.е. свое оборудование), плюс определенную численность персонала, в том числе обученного, с дипломами. Все начинают с 1 класса, то есть все новые фирмы имеют право делать только дорожки в парках. Повысить классность можно только после успешного прохождения гарантийного срока. Для увеличения классности, фирме необходимо докупать оборудование и нанимать дополнительный персонал. Если в течение гарантийного срока дорога разваливается – фирма обязана отремонтировать дорогу за свой счет. В случае, когда дорога разваливается – фирму могут не повысить в классности, а то и вовсе понизить, либо вообще отобрать лицензию и занести в черный список. Фирмы дорожат лицензией и классностью, так как если они схалтурят – у них больше не будет заказов. Дорожно-строительные фирмы как правило старые, им по 20-50 лет. В тендерах основное значение имеет цена и гарантия, фирма может только увеличить государственный гарантийный срок. Скажем вместо пяти лет назначить семь лет.

Предположим:

1 класс – 1 каток, 5 человек.
2 класс – 2 катка, грейдер, скрейпер, асфальтоукладчик, грызлик, 15 человек.
3 класс – 3 катка, 2 катка с вибрацией, грейдер, скрейпер, 2 асфальтоукладчика, 2 грызлика, 30 человек.
4 класс – 5 катков, 4 катка с вибрацией, 2 грейдера, 2 скрейпера, 4 асфальтоукладчика, 4 грызлика, 60 человек.

Четвертый и пятый пункты: общественный контроль. За укладкой дороги следят 3 сторонних наблюдателя: один от местного самоуправления (типа нашего старшего по дому), второй от местного автомобильного союза (что-то наших НКО типа синих ведёрок, только там их много и они есть в каждом селе), 3-й – от дорожного профсоюза (комитета, что-то типа того). Каждому представителю выдают протокол, если хотя бы одному представителю обоснованно не нравится как уложена или отремонтирована дорога – фирма обязана этот участок переделать за свой счет. Дороги строятся и ремонтируются летом, фирмы следят за прогнозом погоды. За укладку асфальта в дождь – лицензию отбирают.

Мнение читателя: “Только что вернулся из Баварии из-под Мюнхена. Дороги на автобанах не фонтан. Стоит знак 120-170 км/ч, но ехать не получается, вся дорога в трещинах, по подвеске бьет. У нас в Петербурге дороги лучше, однозначно. Окружная и трассы в городе ремонтируются по четкому графику, вот тут можно реально ехать 170, но правила не позволяют.”

Шестой и седьмой пункты: ямочный ремонт, если имеет место быть – допускается исключительно как временная и вынужденная мера. Выгрызание ямок и заделка их асфальтом должны быть сделаны за один день. При этом стенки и дно ямки в старом асфальте разогревают специальной горелкой, чтобы новый асфальт лучше прилип к старому. Через несколько недель участок дороги с заплатками полностью ремонтируют, сдирая асфальт до щебенки и укладывая новый. Стыки старого и нового участка прогревают специальной горелкой до пластичного состояния, чтобы не было заметно границы. Во время ремонта дорогу перекрывают полностью. Автомобилисты пользуются дублирующими трассами, их там много.

Теперь Китай

В Китае более половины дорог сделаны из бетона. То ли бетон дешевле, то ли бетон долговечнее, нам в России подходят оба варианта.

И напоследок. Странно и непонятно, что в России, несмотря на потери бюджета в миллиарды рублей из-за плохих дорог, за 25 лет новой истории ничего не изменилось. Зачем ежегодно выделять деньги чиновникам на ремонт и строительство дорог, если они каждый год лажают и делают г@вно, а не дороги? Почему бы таким регионам, которые не умеют делать дороги не перекрывать финансирование? Не умеете распорядиться деньгами – на следующий год получите ноль рубликов. Пусть деньги получат те, кто могут делать дороги. Скажем в Омске разбитые дороги, несмотря на ежегодные вливания. Значит Омск деньги на ремонт дорог не должен получать вообще, т.к. чиновники показывают свою недееспособность в этом вопросе. Эти деньги должен получить тот регион, который может делать дороги и сделать дороги в городе.

Смысл от наших МВД, ФСБ, ГРУ, ФСО, прокуратуры, счетной палаты и других надзорных и специальных ведомств и служб, если они не могут проконтролировать такой простой и отработанный процесс как строительство дорог? Сами же ездите по этим дорогам! Асфальт делается из нефти, песка и щебня. Мы ведь нефтяная держава, у нас до хрена нефти и щебня! А где дороги-то?

Мнение читателя: “Проблем с дорогами нет, но в Петербурге они как минимум не хуже, а реально лучше. Хотя справедливости ради надо сказать, что далее этот автобан ремонтировался. Культура вождения у немчиков низкая, друг друга пропускают неохотно, аварийкой почти никто не благодарит. Хорошо, что машин там мало, бензин в 3 раза дороже, чем у нас в России. Короче, в Питере люди культурнее. В Чехии тоже не все понравилось. Ехали ночью по междугородке Прага – Карловы Вары. Дорога не освещена вообще никак, сотни километров. Не скажу за всю Россию, но в Петербурге ночью город, вся окружная и почти вся междугородка освещены.”

“Все наверное слышали – какие замечательные дороги в Европе”. Есть такое мнение: после этой фразы можно дальше не читать. Знаем, ездили. И по хваленым германским и по американским, и про канадские дороги много слышали. Все то же самое. Канадцы на свой ямочный ремонт отдельно негодуют. Каждые два квартала все разваливается и заново переделывают. А то принято фотать автобан в Германии и какую-нибудь окраину у нас и делать сравнение.

Короче, ни фига вы не понимаете! Качественно делать дороги невыгодно. Выгодней попилить половину суммы, сделать абы как, чтобы на следующий год снова получить финансирование и заново вкатать деньги после попила в лужу, притрушенную асфальтом. Все же знают, что деньги воруют. Все знают про откаты и про протаскивание своих фирм, просто делают вид, что ничего нет и что ничего с этим нельзя поделать!

Инфографика: ямы ценой в миллиарды. Как заставить чиновников строить хорошие дороги? Российские автодороги, стоимость 1 км. Структура стоимости автодорог. Наши дороги дороже из-за “особенностей строительства”.

Leave a Reply

Be the First to Comment!

Notify of
avatar
wpDiscuz